articles
Главная страница » Каталог статей » ультрас

Польша. Лех Познань: Европейские стандарты?

Польский город Познань входит в число городов, которым выпала огромная честь принимать ЕВРО 2012. Это один из старейших городов Польши с множеством древних соборов в готическом стиле, старинных домов и ратушей в стиле Ренессанса. Город входил в состав Речи Посполитой, Королевства Пруссии, Германии, Третьего Рейха. Город был раскурочен англо-американской авиацией и освобожден советскими войсками весной 1945го. В 1956 году в Познани произошло событие под названием «Познанский Июнь» - первое выступление польского народа против коммунистического режима в НР Польша. В Познани хорошо развито машиностроение, легкая, парфюмерная и химическая промышленность. Имеется университет, медицинская академия, много театров и международный аэропорт. Но этот город, с населением 560 тыс. человек, знаменит не только своей историей, промышленностью и тем, что является городом-побратимом Харькову. Одной из достопримечательностей города является местная команда польской Экстраклассы Лех, и, конечно, его верные болельщики.

Несмотря на финансовые возможности города, бюджет Леха скромный даже по украинским меркам. Это, конечно, не скромняга ФК Львов, но его финансовые возможности можно сравнить с возможностями симферопольской Таврии или одесского Черноморца. Трансферная стоимость всех игроков Леха равна сумме, которую Шахтер заплатил за Нери Кастильо, 20 млн. евро! Лех «гремел» на футбольных полях Польши в период с 1983 до 1993 года. За этот отрезок времени Лех 5 раз становился чемпионом Польши и три раза выигрывал национальный кубок. В это время команда регулярно принимала участие в еврокубках, но «потолком» для поляков была стадия 1/8 финала Кубка Обладателей Кубка. Самое обидное международное поражение Лех потерпел в КОК от легендарной Барселоны. Сыграв 2 раза по 1-1, Лех уступил будущим обладателям КОК по пенальти 4-5. Но на смену светлой полосе в истории команды пришла темная полоса.

После, чемпионского, 1993 года Лех начал тонуть в таблице. В 1994 году команда занимает девятое место, в 1995 шестое, потом было седьмое место, одиннадцатое, десятое... И наступила кульминация этого спада - после 28 лет в элите польского футбола, в сезоне 1999/2000, Лех вылетает во второй польский дивизион. Причиной вылета стало ужасное финансовое положение в клубе и уход ведущих исполнителей в другие, более стабильные, команды. Во втором дивизионе Лех провел 2 увлекательных сезона и в сезоне 2002/2003 вернулся в элиту польского футбола. Но триумфальный «Comeback» сразу не получился - всего одиннадцатое место. Но праздник пришел на улицу Леха в 2004 году. Лех обыграл в финале кубка по сумме двух матчей 2-1 (2-0 в Познани и 0-1 в Варшаве) столичную Легию и завладел престижным трофеем. Немного позже команда Чеслава Михневича обыгрывает в матче за Суперкубок Польши, чемпиона, Вислу Краков и привозит еще один трофей в Познань. «Колейожу» (Kolejorz - прозвище команды на просторах Польши) предстояло отстаивать честь польского футбола на полях Европы в Кубке УЕФА. В соперники жребий определил Леху футбольный клуб Терек из славного города Грозный. Чеченский барьер пройти Лех так и не смог, два поражения по 0-1...

Сразу после возвращения в Экстракласс начинается «европеизация» клуба. Кроме выхода в Кубок УЕФА и первых трофеев за последние 10 лет, в 2003 году начинаются строительные работы на городском стадионе «Stadion Miejski», на котором пройдут матчи ЕВРО 2012. Срок сдачи стадиона строителями 2010 год. Не смотря на строительство, стадион функционирует. На данный момент «Stadion Miejski» готов принять 26 500 болельщиков, а после полного строительства будет вмещать от 44 до 50 тысяч.

В конце 90-х годов прошлого века в Познани начинается настоящий футбольный бум. «Рабочим местом» самых преданных и активных болельщиков на стадионе был сектор номер 6. Этот сектор сразу назвали «Котел». Там собирались местные ультрас и яростно поддерживали свою команду, устраивая свои шоу. Поначалу этот сектор, как и весь стадион, был оборудован индивидуальными пластиковыми сидениями. Но со временем эти сидения исчезли, и сектор превратился в «стоячий» сектор из бетона. Этот сектор вмещал в себя 2 тысячи болельщиков, но на важные игры в него набивалось гораздо больше фанатов. «Котел» начал разрастаться на соседние сектора. В сезоне 1999/2000 руководство клуба приняло решение перенести «Котел» из шестого сектора в сектора 8 и 9, которые находятся под часами. Этот ход был сделан руководством для того, чтобы установить на месте старого «Котла» пластиковые сидения и билеты в этот сектор продавать, соответственно, дороже. Еще клуб воспользовался этим «переселением» чтобы заполнить фанатами пустующие места под часами... Новый «Котел» мог вмещать до 5 тысяч фанатов, но это было только на принципиальных матчах, а в среднем его посещало 2000 ультрас. Но и на новом месте не суждено было фанатам обжиться, перестройка второй трибуны «загнала» их сначала в 15, а потом в первый сектор. Посещаемость и качество поддержки от этого немного упали. Но уже 10 марта 2007 года, на матче против Заглебе, строители сдали «двойку» в эксплуатацию и ультрас «Kolejorz» заняли своё место в новом «Котле».

"Котел" зажигает (или отжигает).

Постоянная работа клуба со своими болельщиками принесла свои результаты - Лех стал самой посещаемой командой в Польше. На футбол в Познани ходят не только ультрас, но и ходят на стадион люди семьями, как это принято в цивилизованной Европе. Во время принципиальных матчей очень часто возникает «проблема лишнего билета». Места для всех желающих нет не только на стадионе, но и в городских барах и пабах. Перед игрой против Легии из Варшавы места в пивнушках резервировали за 2 недели до игры... Футболисты Леха идут охотно на контакт со своими преданными болельщиками, которые после поражений команды вместо ругани и угроз поддерживают своих игроков. Игроки поражены верностью своих фанатов: «Для этих людей мы обязаны в каждой игре добывать 3 очка».

Но болельщики из Познани знамениты не только «дома», в организации выездов у фанатов Леха нет равных в Польше. Некоторые команды второй польской лиги не могут собрать у себя дома столько преданных фанатов, сколько ездит с Лехом. В среднем 1300 присутствует на выездных матчах родной команды - цифра впечатляющая. На выездном матче с Гроцлинем болельщиков Леха было больше чем «местных»... Не только футболисты и тренерский штаб Леха приятно удивленны такой активностью, а и шеф отдела по работе с болельщиками: « Мы приятно удивлены, тем, что так много фанатов ездит на выезды. В этом есть и заслуга нашего отдела, который организовывает выезды и безопасность болельщиков».

Руководство взялось за своих болел крепко. Налаживается контакт между клубом и болельщиками. 17 мая 2007 года у Леха и его болельщиков появилось своё клубное телевиденье. Лех стал первым ФК в Польше, у которого появилось это «чудо». Функционирует приличный сайт на трех языках. На популярность Леха влияет еще и тот факт, что на спортивной карте региона он находится в гордом одиночестве. Альтернативы просто нет! В 2006 году у Леха появился 31 фан-клуб в разных городах польских, среди которых и... Варшава.

Многие западноевропейские клубы рассматривают своих болельщиков как клиентов, а потенциальных болельщиков как потенциальных клиентов. Может это выражение и трактовка «болельщика» или «фаната» , немного режет слух, но это правда! Фанат платит свои деньги за билет на стадион, покупает атрибутику и другую продукцию родного клуба... Клуб предлагает свой продукт - саму игру, сервис во время просмотра матча и т.п. И в этом нет ничего плохого, ведь по всем законам бизнеса «клиент» - царь и барин. Задача клуба сделать контакт своего болельщика с клубом наиболее комфортным. В конечном счете выигрывают все: клуб получает деньги и поддержку, а болельщик не ходит на стадион с газеткой, чтобы не сидеть на грязных сидениях и его не лупят по голове резиновой дубиной до, после, и вовремя матча... Для организации комфорта своим «клиентам» польский клуб организовывает многочисленные встречи болельщиков с игроками, тренерами и руководством клуба. Желающие могут посетить стадион, раздевалки, подтрибунные помещения и базу клуба - проводятся соответствующие экскурсии. В Польше болельщик стал нужен своим клубам, его берегут.

Спортивные успехи.

Умелый менеджмент Леха отразился не только на болельщиках, но и на результате команды. В последнем розыгрыше Кубка УЕФА Леху опять выпал «кавказский барьер» в лице азербайджанского Хазара. «Чеченский сценарий» не повторился и после побед над Грассхопперсом и Аустрией, Лех Познань, впервые в своей истории, вышел в групповой раунд Кубка УЕФА. Группа попалась сложная: ЦСКА Москва, Фейенорд Роттердам, Депортиво и Нанси. Но полякам удалось выйти из этой группы, а сложили они всё оружие в 1/16 финала, уступив в упорной борьбе место в 1/8 финала Кубка УЕФА итальянскому Удинезе. На данный момент после 19-го тура Лех возглавляет турнирную таблицу польской Экстраклассы.

К сожалению, мы пока далеко не Польша и на базе ФК Динамо Киев были немногие из тех, кто годами ездит с командой по всей Украине и Европе. Такая же ситуация и с остальными украинскими ТОП-клубами. Остается только наедятся, что новые стадионы и новые требования европейского футбола побудят в руководителях наших клубов потребность в «клиентах» и взаимной выгоде(о таком понятии, как «патриотизм» я вообще молчу)... И когда на игры Динамо Киев, или одесского Черноморца, против «Львовов» и «Харьковов» будут так ходить люди, как ходят в Познани, вот тогда можно начинать говорить о европейском футболе в Украине...

Андрей Автеньев


Городской стадион. То что есть.


Городской стадион. То что будет в 2010.


Знаменитый Котел


Лех - Легия. Яблоку упасть негде...


Статистика посещаемости стадиона в Познани


Источник: http://blogs.football.ua/authors/legioner-de/271579.html
Категория: ультрас | Добавил: rfg (24.03.2009) | Автор: legioner-de
Просмотров: 1403 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |
Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Хостинг от uCoz